Человека всегда сопровождают обстоятельства, которые могут нарушить его собственный порядок существования. Чем больше они беспокоят, тем сильнее его желание жить в понятном, контролируемом и предсказуемом космосе. Как следствие, становятся психически привлекательными и востребованными системы, сулящие достижение подобного результата.
Одной из таких систем является астрология, которая предлагает не только набор иллюзий, но и развитый механизм их получения. Некоторые из этих иллюзий весьма обоснованы и подтверждаются многовековыми эмпирическими наблюдениями.
Наиболее глубокой иллюзией астрологии является геоцентризм, в русле которого она изначально возникла и долгое время развивалась. Геоцентризм кажется основательным, поскольку непосредственно очевиден именно круговорот Солнца, а не вращение Земли.
Более того, местоположение человека в центре, вокруг которого все вращается, психически привлекательно, поэтому геоцентрическая картина мира представляется убедительной и достоверной. Без специальных знаний искоренить эту иллюзию практически невозможно, поэтому переход к гелиоцентрической картине мира стал поистине революционным событием в истории человечества.
Некоторые другие иллюзии астрологии можно вскрыть, анализируя ее происхождение. Если не брать во внимание признаки тривиального порядка, развитие мифологических представлений о небесных телах не имело единой и всеобъемлющей логики. Например, в одних культурах семантика Луны развивалась на основе сходства ее серпа с итифаллосом, в других – на основе сходства лунного цикла с менструальным.
Наложение этих контекстов друг на друга ведет к бессмысленности – никакой ясности касательно Луны это не дает. Разумеется, можно осуществить оккультный псевдосинтез и заключить, что Луна – это андрогин, но более честно признать то, что попытки связывания интерпретаций, которые друг с другом практически никак не связаны, ничтожны.
При всем разнообразии представлений, наибольшее развитие получила традиция, в соответствии с которой небесным телам давали имена мифологических существ. Истоки этой традиции лежат в анимистических культах древности, в которых, наряду с земными объектами, сакрализировались и небесные.
Астрология переняла этот подход, однако сильно исказила его, поскольку начала произвольно ассоциировать небесные тела с мифологическими персонажами. Такое отождествление носило преимущественно конвенциональный, а потому условный характер. В нем часто не было места ни аутентичному мифологическому контексту, ни каким-либо фундаментальным связям.
Подтверждением тому являются истории с выбором названий планет, открытых в последние несколько столетий. Так, планету Уран первоначально хотели назвать Кибелой – женой Сатурна, однако в итоге назвали отцом Сатурна-Хроноса – Ураном.
Под это оперативно адаптировалась астрология, в которой Уран – изначально бог неба – стал отвечать за высшие сферы, просветление, суперинтуицию и т.п. Очевидно, что такая логика стала выстраиваться на основании мифологических данных, которые никакого изначального отношения к одноименному небесному телу не имели. Если бы планету Уран назвали Кибелой, то ее астрологическое влияние наверняка бы интерпретировалось через призму заботы и материнства.
Приписывать небесным телам мифические свойства, благодаря которым они влияют на судьбу – это конвенциональное верование, которое не имеет к реальности практически никакого отношения.
Для тех, кто хочет это понять, можно взять качества одних планет и закрепить их за другими. Если посмотреть, положим, на планету Сатурн как на носителя мифологических качеств Венеры или на планету Юпитер как на носителя мифологических качеств Меркурия, возможности астрологического интерпретирования останутся прежними, но вот вера в реальное влияние планет пострадает.
Вместо реального основания культурная конвенция обнаруживается и применительно к зодиакальным созвездиям. Объединения звезд, удаленных не только от Земли, но и друг от друга на многие миллионы световых лет, не могут сами по себе ничего значить. Когда исходники безосновательны, то как мы можем получать, основываясь на них, реальные результаты?
Когда мы ставим прямой вопрос о том, на основании чего возникают представления о влиянии планет и созвездий на человека, представители астрологического сообщества начинают всячески уклоняться – апеллировать к авторитету традиции, к ограниченности науки, к тому, что это "работает" и соответствует их частному опыту.
Увы, все эти аргументы не могут быть удовлетворительными. Авторитет традиции, созданной людьми, которые даже никогда не поднимались в небо, сомнителен. При более пристальном взгляде на нее окажется, что в течение длительного времени люди даже не знали порядка расположения планет в солнечной системе по мере удаленности от солнца – они строили последовательность объектов Солнечной системы на основании скорости их видимого движения.
В современной ситуации оправдывать астрологию, апеллируя к ограниченности науки, способной запускать космические корабли и делать снимки Плутона, несостоятельно. Принимать миф как "что-то находящееся далеко впереди науки" некорректно, поскольку у мифа нет грани, отделяющей суеверие от реальности. Не стоит забывать, что за всю историю человечества небо неоднократно становилось объектом для самых вычурных фантазий. Например, в 30-е годы ХХ века бытовала концепция, что земля не выпуклая, а полая, а звезды – это осколки льда.
Даже если мы сегодня не в состоянии исчерпывающим образом проверить какую-то фантастическую гипотезу, следует изучить основание ее возникновения. Если вместо реального основания постулируется необходимость веры, то едва ли имеет смысл даже пытаться проверять ее.
В содержательном и в методологическом смысле астрология безосновательна. Если она "работает", то это вовсе не означает того, что ее интерпретации достоверны. Отчасти все мифы "работают", потому что соответствуют нашим желаниям. Они даже могут работать по вполне объективным причинам, но совершенно другого рода.
В частности, нельзя полностью отрицать возможности психического сходства у людей, рождающихся в определенное время года, что вызвано далеко не определяющим влиянием на землю групп удаленных планет и звезд, а влиянием Солнца и связанных с его циклом климатических условий в разное время года.
На планету Земля Солнце оказывает колоссальное влияние. В нем сосредоточена подавляющая часть всей массы солнечной системы – около 99,866 %. По сравнению с Солнцем влияние планет солнечной системы на Землю – незначительное и, прежде всего, связано с гравитацией.
Какое-то их влияние на поведение людей возможно, но это влияние в настоящее время неверифицируемо и не имеет никакого отношения к комплексу астрологических верований по этому поводу.
Помимо Солнца значительное влияние на Землю оказывает лишь Луна – она несоразмерна Солнцу, но из-за приближенности она порождает гравитацию, влияющую на приливы и отливы, а также на наклон земной оси, детерминирующий смену сезонов в годовом цикле.
На основании влияний Солнца и Луны можно выстраивать вполне рациональную, более детализированную и реалистичную доктрину. Да, она будет демифологизированной и менее пестрой, но зато в ней не будет места порочной вере, пытающейся связать мифы архаики с астрономической наукой, а удаленные на миллионы световых лет звезды – с частными жизненными сценариями людей.
Эта вера паразитирует на стремлении человека находить связи между явлениями мира для того, чтобы лучше в нем ориентироваться, однако вместо реального удовлетворения она может создавать лишь иллюзию удовлетворения, оставляя человека, как и прежде, в дезориентации.
В лучшем случае астрология может быть рассмотрена как игровой способ программирования поведения путем внушения интерпретаций, конструируемых человеческой фантазией в корреляции с движением небесных тел. Завязывать свою судьбу на циклы небесных тел – это занимательная психопрактика, однако зачем следовать этим программам, когда можно сконструировать свои – не ясно. Иногда астрология даже может помочь раскрыть какие-то задатки, однако их можно раскрывать и вне всякой соотнесенности с верованиями касательно неба.
Это подводит нас к пониманию того, что астрологию изобрели умные и коварные жрецы с целью манипуляции правителями и массами, которым в ситуации неопределенности нужны программы деятельности. Пока остаются наивные люди, астрология будет существовать. Мы лишь хотим показать некоторые ключи тем, кто готов развенчать эту систему иллюзий.