Цивилизация Древнего Египта за несколько тысячелетий собственного существования создала уникальную культуру, которая многих поражает своей древностью и монументальностью.
Всякая культура имеет свой цикл реализации, египетская — не исключение. Она достигла своего апогея приблизительно в XIV веке до н. э. — во время правления Аменхотепа III, при котором были возведены храмы в Карнаке и Луксоре.
Впоследствии мощь Египта стала постепенно ослабевать. В IV веке до нашей эры он попал под власть эллинов, в 30 году до н. э. — римлян, а в VII веке н. э. — арабов. В III–V веке н. э. стал мертвым египетский язык.
Что было известно о Древнем Египте в Европе эпохи средневековья и Возрождения? Очень мало. В первую очередь, это не египетские первоисточники, а свидетельства античных авторов — греческих и римских.
Эти источники крайне немногочисленны, основные из них:
— Геродот (V в. до н. э.) посвятил Древнему Египту вторую книгу своей «Истории»[1]; которая вышла во Франции в XVI в.;.
— Диодор (I в. до н. э.) написал о Древнем Египте в своей «Исторической библиотеке» [2], которая в Европе стала известна в XVI в.;.
— Страбон (I век н. э.) отвел Египту часть в своей «Географии» [3] — в Европе работа вышла в начале XVII в.;.
— Плутарх (I–II век н. э.) написал работу «Об Изиде и Озирисе» [4], которая появилась в разных странах Европы в эпоху Возрождения.
Других серьезных источников по Древнему Египту у европейцев практически не было вплоть до конца XVIII — начала XIX века. Ситуация серьезно изменилась в 1798 г. — в Египет осуществил экспедицию Наполеон Бонапарт вместе с группой ученых, которые привезли в Европу огромное количество научной информации.
Еще более обстоятельным образом ситуация изменилась в 1822 г., когда египетский язык расшифровал французский филолог Франсуа Шампольон. Это дало начало переводу древнеегипетских текстов на европейские языки.
На фоне такой историографии в Европе развивалась оккультная традиция, в которой все или практически все авторитетное объявлялось египетским.
Для средневекового европейца Египет был далеким географически и темпорально — он казался древним как Золотой век, богатым и предельно могущественным, что, несомненно, являлось заслугой правящих жрецов и магов.
Средневековое знание интересно и подлинно, если оно приходит издалека, обладает редкостью и доступно благодаря удивительному стечению обстоятельств. Это вызвало к жизни многие мифы — «египетская» алхимия, «египетский» герметизм, «египетское» происхождение Каббалы и пр.
Сложно определить время возникновения этой традиции мифотворчества, поскольку с IV века до н. э. культура Египта находилась в состоянии распада и под влиянием других культур. Это неизбежно вело к вопросу о том, что можно считать «египетским».
Например, живший в III–IV веке н. э. сирийский неоплатоник Ямвлих написал книгу «Египетские мистерии» [5], которая имеет мало общего с самобытной культурой египетских царств, но вполне может соответствовать Египту времен нашей эры в статусе римской провинции.
В таком предельно ограниченном значении «египетскими» можно признать даже сочинения Гермеса Трисмегиста.
Вследствие подобных разночтений египетское стало многозначным, что еще более расширило возможности для постоения мистификаций.
В XVI веке в Риме появилась «египетская» табличка Исиды, которую сразу анализировал А. Кирхер, а потом Э. Леви, идентифицировавший ее как Книгу Тота и источник Таро.
В XVIII веке появилось «египетское» масонство Калиостро, а совсем немного позже — такой же «египетский» устав Мемфис-Мицраим.
Приблизительно с середины XIX века с египетского языка начали переводиться и пользоваться большой популярностью прежде недоступные источники («Тексты пирамид», «Египетская книга мертвых» и пр.), появились западные исследователи (С. Бирч, У. Бадж и др.).
На волне египтомании возник Орден Золотой Зари, в доктрине и практике которого смешались самобытные египетские источники, «египетский» герметизм и различные «египетские» стилизации — такие как Таро Райдера-Уэйта.
Тенденцию смешивать «египетское», «позднеегипетское», стилизации под Египет переймет Алистер Кроули, который в 28 лет создаст очередной «египетский» конструкт. Этот английский турист, находясь в Каирском музее, пережил откровение, поводом к которому послужило увиденное им музейное число 666 на погребальной египетской стеле.
Результатом «откровения» стала Книга Закона, в которой, вероятно, перемешалось все, что бродило на тот момент в голове Кроули — от учения Золотой Зари, розенкрейцерской кабалистики, идей Ф. Рабле, модной в то время концепции промискуитета до фрагмента перевода иероглифов с той самой стелы (см. Liber AL III: 37–38).
Результат превзошел самые смелые ожидания! Согласно этой работе, египетская богиня Нуит, почитавшаяся цивилизацией деспотизма и рабства, объявила основным законом «делай, что желаешь». Боги одной вымершей цивилизации спустя несколько тысячелетий начали учить жизни другую цивилизацию и т. д.
После Книги Закона тоже были попытки подстроиться под египетскую мудрость — в 1908 г. в Америке вышел «Кибалион» , имитировавший древнюю греко-египетскую философию.
Ф. Мирбах
[1] Геродот «История», http://vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/02.html
[2] Диодор «Историческая библиотека», http://simposium.ru/ru/node/863
[3] Страбон, «География», http://naturalhistory1.narod.ru/Person/Lib/Strabon/Index.htm
[4] Плутарх «Об Изиде и Осирисе», http://egyptology.ru/antiq/DeIside.pdf
[5] Ямвлих, «О египетских мистериях», http://psylib.org.ua/books/yamvl02/index.htm