Можно выделить ряд языков, через которые мир общается с человеком:
- язык уничтожения; когда исправление невозможно, человек самопроизвольно обнаруживает себя в условиях, в которых происходит его гибель;
- язык наказания; когда исправление возможно, но ему препятствуют серьёзные обстоятельства, мир травмирует человека, поясняя ему необходимый порядок существования; в наихудшем положении это травмирование предстает в форме увечий, из-за которых некоторые устремления оказываются трансцендентными объектами фантазий;
- язык предупреждения; когда исправление возможно, но затруднено, мир угрожает человеку перспективой усугубления его положения; на культурном уровне этот язык предстает в форме нормативных угроз и внушений;
- язык объяснения; когда становление доступно, но для него требуется дополнительная акцентуация и ориентация, мир использует понятный язык, основанный на прямых логических связях;
- язык знаков; когда становление потенциально и человек сам в состоянии справляться, он переходит в статус подлинного субъекта, обладающего чувствительностью, проницательностью и предвидением. Эти качества необходимы для того, чтобы оптимально ориентироваться на знаки, которые вследствие метафизической поливариантности способны вести как к выработке правильного понимания, так и выступать источниками иллюзий;
- язык случая; когда становление выходит за пределы наличного опыта и возможностей предвидения, его результаты становятся произвольными и все менее предсказуемыми; это самый чистый язык, вскрывающий мир до его рационализации; язык случая способен уничтожать и наказывать без предупреждений, объяснений и знаков; предупреждать и объяснять без намеков и угроз; означивать без объяснений.
Благодаря этому языку человек, отесывающий собственный камень, с удивлением может обнаружить, что он стал философским.