Оккультизм долгое время был носителем весьма перспективных интенций, таких как самопознание, самораскрытие, самосовершенствование, экспериментирование и развитие способностей, позволяющих влиять на мир. От него веяло свободой, творчеством, волюнтаризмом и романтикой. При всей заманчивости данных побуждений, в реальности оккультизм деградировал до символической традиции и оказался безумно авантюрным занятием, поскольку он предлагал получать результаты, используя удивительно странные методы, основанные на вере.
Если в науке метод, предназначенный для достижения того или иного результата, не работает – он отбрасывается и ищется более эффективный. В оккультизме всё наоборот – метод становится предметом веры, поэтому он не отбрасывается – он используется до тех пор, пока не наступит результат. Внутри мифа метод может «совершенствоваться» или заменяться на аналогичный, но его основа – вера, поэтому суть нисколько не меняется.
Когда результат вероятен или зависит от внушения, начинает казаться, что метод действительно «работает», – оккультист уверяется в собственных способностях, и никто его не переубедит, пока он сам не доиграется. Когда внушение, вероятность и случай не дают нужного результата, оккультный метод применяется до исступления – находятся бесконечные «ошибки» и «объяснения» неудачного применения.
Если исступление достигает предела, наиболее характерны два варианта: 1) вместе с разочарованием пробуждаются зачатки разума; 2) случается «чудо веры» – вместо результата наступает «просветление» в разных мифологических интерпретациях – у кого-то в копчике просыпается аспид и резко пробивается в голову, кому-то является ангел и т.д. В результате такого замещения иногда действительно можно пережить сложную ситуацию, что психологически ценно, но оправдывать делирий терапевтическими механизмами – это в корне неправильно.
Поскольку оккультный метод требует веры и «работает» не у всех и не всегда, он не имеет выраженного объективного измерения и становится обусловлен очень специфическими обстоятельствами. Из-за этого горизонт оккультных возможностей сужается до чисто индивидуальной самодеятельности, в рамках которой увещевания выдаются за знания.
Мир пошёл по совершенно другому пути, в котором знание подлежит верификации, объективации, а претензии на новое знание на данном этапе вообще несостоятельны без надлежащей квалификации. Оккультизм же остался в состоянии, в котором любой индивид может приписать себе абсолютно любые способности, достижения и результаты. При наличии артистических способностей ему не составит большого труда завоевать социальное признание среди наивной и неразборчивой аудитории, которой интересны досуг и сказки. Часто такая популярность выставляется как подтверждение личного достижения и знания, но это средневековый тип доказательства.
В целом, оккультная работа является красочным и полным приключений путешествием на корабле дураков. Ведь только настоящие дураки знают, как получать камень, способный одним прикосновением превращать свинец в золото; по звёздам определять судьбу; подчинять ритуалами стихии и управлять вселенной с помощью магических орудий и знаков; извлекать опыт и получать удовольствие, скручиваясь и застывая в причудливых позах; видеть невидимое, общаться с ним и даже воздействовать на него!
Когда в философском море случается буря, корабль дураков встречают хороводы нереид – изящных, блестящих, ослепительных, завораживающих, обнадеживающих, вызывающих энтузиазм и пробуждающих самые дерзкие чаяния. К тем, кто устремится за ними в пучины глупости, они особенно гостеприимны.