Когнитивный обскурантизм

04 08 2018 Автор 

 

Горизонт просвещения

 

Человек экзистирует в ситуации неопределенности, в которой ему не достает понимания. Согласно установке просвещения, разум должен объявить этой неопределенности войну и бросить все усилия на то, чтобы определить ее.

 

Такой метод позволяет добывать знание, но в горизонте возможностей, которые он задает себе сам. Вне его и за ним позитивное знание становится нестабильно, а добывающий его разум обречен, поскольку всякая снятая им неопределенность предваряет новую неопределенность.

 

За горизонтом собственных возможностей метод просвещения утрачивает свое исходное основание – он упирается в черноту, в которой исчезает свет и граница между внутренним и внешним, из чего возникает потребность в ином методе.

 

Когнитивный обскурантизм является развитием метода просвещения на более высоком плане и, если и образует с ним оппозицию, то по вертикали, а не по горизонтали.

 

 

Метод просвещения vs когнитивный обскурантизм

 

Для метода просвещения знание позитивно – оно отвоевывается у неопределенности. Для когнитивного обскурантизма знание негативно – оно обретается вследствие вхождения в неопределенность. 

 

Метод просвещения сводит реальность к умозрению и порождает завершенное знание. Когнитивный обскурантизм сводит умозрение к реальности и оставляет незавершенное знание. 

 

Метод просвещения постулирует объективную реальность. Когнитивный обскурантизм не знает внеположной субъекту реальности. 

 

Метод просвещения ищет истину и отделяет ее от лжи внутри рациональной парадигмы. Когнитивный обскурантизм трансцендентен этой оппозиции – он ищет сложность и не имеет парадигмы. 

 

Метод просвещения интересует универсальная истинность, а когнитивный обскурантизм – ситуативная подлинность. 

 

Метод просвещения признает возможную пользу за истиной, а когнитивный обскурантизм – за всем. 

 

Метод просвещения обесценивает ошибки, а когнитивный обскурантизм – находит их относительными и расценивает как условие знания. 

 

Для метода просвещения характерно знание, проистекающее из противопоставления, для когнитивного обскурантизма – различение, в котором нет противоположности одного и другого.

 

Метод просвещения приемлем в горизонте проверяемого знания, а когнитивный обскурантизм – за его пределами.

 

Оба метода имеют разные сферы приложения, которые способны пересекаться, сосуществовать, сталкиваться и не иметь между собой ничего общего. Сами по себе они ничего не гарантируют – результат их применения зависит от того, кто, как и в какой ситуации их применяет.

 

 

Общая характеристика 

 

Когнитивный обскурантизм начинается с самообнаружения в черноте, в которой существует лишь путь к безусловному неразличению. Продвижение по нему преподносит уроки подлинности, которые вскрывают несостоятельность ума, побуждая его выходить из себя. 

 

С каждым шагом реальность приоткрывается как бездна, у которой нет ни начала, ни конца, ни края. Она несоразмерно больше, шире и глубже горизонта возможностей рациональной картины мира, базирующейся на мнимых закономерностях. 

 

В бездне нет ничего устойчивого, а всякий феномен не определен до конца и может познаваться в разнообразии модальностей. Такое знание несовершенно, но адекватно актуальному моменту реальности, которая не проясняется целиком никогда. 

 

То, что истинно для одного плана, может оказаться ложно для другого, поэтому когнитивный обскурантизм не ищет закономерности, но вводит в уникальные стечения обстоятельств, в которых возникает не проверяемое знание определенности, но экзистенциальное и трансцендентальное знание неопределенности.

 

В бездне любые теории становятся гипотезами, а их надежность оказывается не более, чем специфическим взглядом на случай. В ней нет ничего постоянного и устойчивого – и чем сильнее ее зияние, тем меньше надежд на то, что какое-либо – и без того произвольное стечение обстоятельств способно повториться.

 

В бездне бытие становится жестом, обращенным в неопределенность. Ее ответ достаточно различается, простираясь от полного молчания до проявления силы. Для взаимодействия с ней необходимо крайнее знание, которое из-за своей нестабильности непригодно для формализации и экстраполяции. На общем плане оно может показаться бесполезным и ложным, поскольку достоверно лишь в конкретности случая.

 

Это знание – не цель, но средство и следствие трансценденции. Знание-средство позволяет совершить жест, от которого остается знание-следствие. Первое предполагает синтез в виде вывода, который позволяет отталкиваться и двигаться дальше. Последнее исходит из постижения-впечатления, в котором есть глубина, но нет места выводу мысли.

 

 

Практика когнитивного обскурантизма

 

Возможности применения метода теоретически не ограничены, но практически сводятся к возможностям и искусству того, кто его применяет. Общая схема когнитивного обскурантизма сводится к двум операциям.

 

  1. Расширение и углубление сознания

 

Предварительно необходимо предельное расширение и углубление сознания, что подразумевает переживание непосредственной реальности, восходящее от рефлексов, эмоций и образов к смысловым конструктам – представлениям, абстракциям, понятиям и принципам, а также переживание опосредованной реальности, вскрывающее за смысловыми конструктами шлейф метафизических состояний. 

 

В результате такого расширения и углубления умозрение утрачивает свою автономность и отвлеченность. Оно синхронизируется с инстинктивным, перцептивным, эмоционально-чувственным и другими планами, вследствие чего сознание существенно меняется. Понимание лишается поверхностности и обрушивается в многомодальную сложность. Прежде понятное оказывается непонятным, известное – неизвестным. Мышление девиртуализируется и существенно стопорится, поскольку в своем новом качестве требует согласования планов и переопределения содержаний.

 

  2. Продвижение к неразличению

 

Продвижение к неразличению или погружение в черноту требует направленности, внимания или сохранения памяти. Вход может осуществляться различными способами – от пограничных трансов до глубокой рефлексии, однако даже они не всегда эффективны, если не сложились другие внутренние факторы. Каждый способ входа задает специфические обусловленности, из которых проистекают различные результаты.

 

Когнитивный обскурантизм подразумевает проживание последовательности состояний, между которыми возможны градации. Каждое из этих состояний обладает познавательными характеристиками, однако к ним неприменимы многие рациональные критерии. Может быть не ясно, субъективны они или объективны, обусловлены или произвольны, конечны или нескончаемы.

 

Переход от одного состояния к другому осуществляется или самопроизвольно – по мере когнитивного исчерпания, или посредством суггестивной установки, сообщающей сознанию о необходимости сделать следующий шаг. Его осуществление ведет к смене состояния – при этом заранее неизвестно, какое именно оно наступит, за исключением того, что каждое последующее состояние некоторым образом отрицает предыдущее, что называется инверсией планов.

 

Некоторые состояния могут вызывать сильные аффекты – ужас, отвращение, экстаз, любовь, безразличие и другие, ведущие к индивидуальным изменениям. Более того, они способны искушать и порождать иллюзии, в которых нет пути, незачем и некому двигаться. В подобные ловушки попадают многие, однако те, кто осуществил расширение и углубление сознания, способны их преодолевать, поскольку имплицитно сохраняют бдительность и способны наблюдать за тем, как они наблюдают.

 

 

Иллюстрация

 

Несмотря на возможные параллели, существует не так уж много оснований, чтобы объективировать результаты когнитивного обскурантизма – они не должны быть идентичны и укладываться в какую-то конвенциональную рамку. Описанный ниже опыт не претендует быть шаблоном или образцом, но может служить одной из иллюстраций произвольно взятого состояния, которое адекватно когнитивному обскурантизму.

 

Речь о ситуации, в которой происходит распад различения между бесконечно большим и бесконечно малым, что дезориентирует и вводит в ступор сложившуюся схему восприятия-понимания. Привычное сопоставление себя с большим и малым позволяет отличать существенное от несущественного, что лежит в основе всякой оценки. Из этого проистекает стремление, состязание, преодоление и многие другие побуждения.

 

Когда становится невозможно отличить большое от малого, внутренние пласты, зиждущиеся на оценках, обрушиваются – все предстает безразмерным и приоткрывается брешь, через которую просматривается принципиально иная картина мира и образ мысли. 

 

В таком состоянии возникает понимание того, что парадигма релятивистского знания выдает за него совокупности поверхностных критериальных оценок, которые оставляют наблюдателя неизменным и не имеют ничего общего со знанием сути, которая делает его другим.

 

 

Заключение

 

В черноте анализ становится синтезом. Когнитивный обскурантизм ведет не к заключению, а к освобождению...

 
E.R.

Иллюстрация - К. Малевич "Черный супрематический квадрат", 1915.

 

Прочитано 3468 раз
Другие материалы в этой категории: « Мир до рационализации Иллюминизм »