Научный прогресс в эпоху модерна закономерно привел к попыткам приложения научного метода не только к физическому, но и к метафизическому плану. Одним из проявлений этой тенденции стал научный иллюминизм, суть которого кратко выражается девизом: «Метод науки, цель религии».
Анонс этой концепции, представленный Алистером Кроули в первом выпуске «Равноденствия», сулит принципиально новое приключение в истории человечества.
Научный иллюминизм постулирует:
– скептическое отношение к верованиям и авторитетам;
– явное знание вместо «тайного»; – необходимость исследования, экспериментирования и проверки; – ориентацию на опыт; – стремление к сверхсознанию.
На практике подобные установки – карт-бланш на то, чтобы переформатировать всю традиционную парадигму. Научный иллюминизм, сохраняя оперативность и метафизическую направленность, позволяет не признавать авторитет, отрицать веру, отвергать чудеса, разоблачать тайны и черпать знание отовсюду.
Более подробно эту концепцию Алистер Кроули раскрывает во втором номере «Равноденствия»:
«Способность к логическому мышлению или разум человека содержит в своей сути элемент самопротиворечия. Исходя из этого мы говорим: если и существует какое-либо решение этих двух проблем – тщеты жизни и тщеты мысли, то оно должно состоять в достижении сознания, которое превосходит обе эти проблемы. Назовем это сверхсознанием или, за неимением лучшей формулировки, «духовным опытом».
Вера предлагается как лекарство. Но есть множество несовместимых форм веры, основанных на авторитете. Чтобы выбрать из них, мы должны обратиться к разуму, несостоятельность которого уже была показана.
Существует только одна скала, которую скептицизм не может поколебать, – это скала опыта. По этой причине мы стремились исключить из условий приобретения духовного опыта его догматические, теологические, случайные, климатические и другие несущественные элементы.
Мы требуем применения строго научного метода. Ум искателя должен быть беспристрастным: все предрассудки и другие источники ошибок следует воспринимать как таковые и искоренить. Потому мы разработали синкретический эклектический метод, объединяющий суть всех методов и отбрасывающий все их предрассудки, дабы бороться с проблемой через точные эксперименты, а не догадки. Каждому ученику мы рекомендуем различные методы (в зависимости от ситуации), соответствующие его потребностям так же, как врач выписывает лекарства, подходящие каждому конкретному пациенту.
Мы также считаем, что совершенство духовного опыта отражено в сферах интеллекта и действия как гений, поэтому, принимая обычного человека, мы можем путем подготовки сделать из него мастера».
Далее Алистер Кроули приводит альтернативное объяснение:
«Нет надежды в физической жизни, поскольку со смертью индивидуальности, человечества и в конечном счете планеты заканчивается все. Нет надежды в разуме, поскольку он противоречит сам себе, и в любом случае он – лишь рефлексия над фактами физической жизни. Сколько надежды может быть в исследовании физических фактов природы на научной основе, что стало активно пользоваться спросом у мощной и слаженной общности совершенно неподкупных и компетентных людей?
Нет надежды в вере, ибо существует много воюющих вероисповеданий, которые в равной степени верны.
Адепты духовного опыта обещают нам чудесные вещи: восприятие истины, покорение скорби, и в их методах достаточно единства, чтобы сделать эклектическую систему возможной. Мы полны решимости исследовать данную тему более тщательно на научной основе.
Мы – мистики, всегда усердно ищущие разрешения неприятных фактов. Мы – люди науки, всегда усердно накапливающие соответствующие факты. Мы – скептики, усердно изучающие эти факты. Мы – философы, всегда усердно классифицирующие и соотносящие эти факты, подвергая их предварительно тщательной критике. Мы – эпикурейцы, всегда охотно радующиеся объединению этих фактов. Мы – филантропы, всегда охотно передающие наши знания об этих фактах другим. Кроме того, мы – синкретисты, черпающие истину из всех систем, древних и современных; и эклектики, беспощадно отбрасывающие несущественные факторы в любой системе, какой бы совершенной она не была». (А. Кроули «Передовица», «Равноденствие» I:2)
Научный иллюминизм (скептическая теургия или доктрина того, что лежит за пределами) подразумевает трансцендирование. Им призваны заниматься люди, которые в состоянии двигаться к более высокому уровню осознания человечества. Конечно же, им надлежит доказывать свое достижение собственными успехами.
«Только тот, кто достиг вершины, может правильно говорить о тех вещах, которые видны с нее, ибо он знает. Того же, кто стоит в стороне и ерничает, говоря, что «это не гора, а облако; это не облако, а тень; это не тень, а иллюзия; это не иллюзия, а вообще ничто», лишь болван способен выслушивать. Тот, кто не прошел ни одного шага, не знает тех вещей, о которых он говорит». (А. Кроули «Равноденствие» I:2)
К настоящему времени научный иллюминизм выглядит не так романтично и убедительно, как в начале ХХ века, однако его исходный посыл – правильный и актуальный. В то время научная методология находилась в зачаточном состоянии, поэтому Алистер Кроули не мог сознавать, что научный метод с опорой на факты в большей мере пригоден для физики, нежели для метафизики.
В метафизике многое вариативно и не подлежит вообще никакой верификации, или же она способна подтверждать и опровергать что угодно, то есть не доказывать ничего. Но это вовсе не значит, что научный иллюминизм следует отбросить, – ему надлежит трансформироваться, двигаясь от строгой научности к особой форме рациональности, доступной тем, кто занимается достижением. На каком-то уровне эта трансформация уже произошла, поскольку Новая метафизика подразумевает такую форму.