Смерть как пограничная ситуация

23 01 2015 Автор  Ирвин Ялом

 

«Пограничная ситуация» – это событие, некий чрезвычайный опыт, приводящий человека к конфронтации с его экзистенциальной «ситуацией» в мире. Конфронтация с личной смертью («моей смертью») — это ни с чем не сравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение стиля и характера жизни индивида в мире. «Физически смерть разрушает человека, но идея смерти может спасти его». Смерть действует как катализатор перехода из одного состояния бытия в другое, более высокое — из состояния, в котором мы задаемся вопросом о том, каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть. Сознавание смерти выводит нас из поглощенности тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу.

 

Каким образом осознание смерти вызывает личностное изменение? Каков внутренний опыт человека, пришедшего к трансформации этим путем?

 

— Осознание смерти вызывает понимание неотложности существования

Смерть напоминает нам, что существование не может быть отложено. И что еще есть время для жизни. Если вам посчастливилось встретиться со своей смертью и ощутить жизнь как «возможность возможности» (Кьеркегор), и узнать смерть как «невозможность дальнейшей возможности» (Хайдеггер), — то вы осознаете, что, пока живы, вы обладаете возможностью — можете изменить свою жизнь до того, как наступит конец — но только до того. Если вы умрете сегодня ночью, то все завтрашние планы и перспективы погибнут, не успев родиться.

 

— Осознание смерти стимулирует ценить и подсчитывать свои сокровища

Насколько редко извлекаем мы пользу из этого простого поучения? Обычно то, что мы действительно имеем, то, что мы действительно можем делать, ускользает из сферы нашего сознания, оттесняется мыслями о том, чего нам недостает или что мы не можем сделать, затмевается мелочными заботами, угрозами для устоев нашей репутации или гордости. Думая о смерти, мы становимся благодарными, способными ценить бесчисленные данности своего существования. Именно это имели в виду стоики, когда говорили: «Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить». Императив, стало быть, состоит не в болезненной поглощенности мыслями о смерти, а в том, чтобы одновременно удерживать в фокусе восприятия фигуру и фон, благодаря чему бытие становится осознанным, а жизнь — более богатой. Сантаяна (Santayana) выражает это так: «На темном фоне, который создает смерть, нежные цвета жизни сверкают во всей их чистоте».

 

Ницше выразил этот принцип в чудесном отрывке: «Из таких бездн, из такой тяжелой болезни ты возвращаешься вновь родившимся, сбросив все покровы, более нервным и злым, способным ощущать все тонкие оттенки радости и находить нежные слова для малейших проявлений хорошего, с обостренной остротой и азартом ощущений, с заново обретенной невинностью ликования, более наивного и одновременно в сотни раз более утонченного, чем когда-либо прежде».

 

— Осознание смерти ведет к переоценке и раcтождествлению

Растождествление — это очевидный и древний механизм изменения: выход за пределы материальных и социальных оболочек давным-давно нашел воплощение в аскетической традиции. Однако оно не является легко применимым в клинической практике. Сдвиг жизненной перспективы и возможность для индивида провести различие между сущностью и атрибутами, восстановив в правах первое и освободившись от второго, стимулируются сознаванием смерти.

 

 

ПРАКТИКА РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

 

Процедура проста и занимает примерно 30-45 минут. Упражнение проводится в спокойной обстановке. На отдельных карточках необходимо написать восемь важных для себя ответов на вопрос: «Кто я?». Затем необходимо свои восемь ответов расположить в порядке значимости и центральности: ближайшие к центру своего существа ответы нужно поместить вниз, более периферические — выше. После этого нужно сосредоточиться на самой верхней карточке и поразмышлять о собственном самоощущении, если отказаться от этого атрибута. Через две-три минуты необходимо перейти к следующей карточке и так далее, пока не произойдет избавление от всех восьми атрибутов. После этого необходимо вновь интегрировать эти качества, проделав всю процедуру в обратном направлении. Если сделать все правильно, это простое упражнение вызывает сильнейшие эмоции и запоминается на годы.

 

Ирвин Ялом 

Прочитано 3007 раз
Другие материалы в этой категории: « Метод парадоксальной интенции Неадекватность »