Неадекватность может быть востребована по различным причинам. Люди ей интересуются, чтобы лучше ощущать свою нормальность, понимать нетривиальные возможности адаптации и учиться на ошибках других. Кроме того, натура человека – особенно в стадии взросления – жаждет красочности и сильных аффектов. Их сложно вызвать, когда картина мира адекватна реальности, но если в ней есть искажения – она сразу же выглядит привлекательной, поскольку служит основой для работы с инстинктами.
Многие системы достижения используют искажения, потому что они востребованы. Человеку, который не избавился от ведомости инстинктами, может быть вообще не нужна адекватная система – она не дает ему возможностей перебеситься, что очень важно, поскольку без этого нельзя смотреть на мир чисто.
Общая схема с искажениями строится на завязывании в узлы представлений и инстинктивных реакций. Заброшенность, чуждость, инаковость и тоска по иному пробуждают инстинкт бегства; исключительность, элитарность, пафос, причастность к чему-то великому и особая миссия вызывают инстинкты отвращения и самоутверждения; боги, авторитеты и высшие иерархии – самоуничижение; ненависть и враги воспроизводят инстинкты агрессии и соперничества; братство и общая идентичность вызывают стадный инстинкт и заботу; древние учения, чудеса и самые необъяснимые верования пробуждают любознательность и, частично, пищевой инстинкт.
На практике не всегда очевидна грань, где заканчивается работа с естественной потребностью отреагировать инстинктивную натуру и начинается неадекватность системы. Главная опасность состоит в том, что адаптация систем под инстинктивные реакции способна вызывать проблемы рационального уровня, связанные с усвоением человеком искаженной картины мира.
Выглядит это очень печально – искусственно привитые к представлениям аффекты программируют рациональную деятельность человека, который не способен улавливать реальное положение дел. Он начинает одно преувеличивать, другое преуменьшать, что-то оценивать исключительно позитивно и некритично, что-то – негативно и критично. Могут исчезнуть способности к переоценке действительности и к принятию чего-то нового. Иногда эти перекосы восприятия и мышления настолько вуалируются рациональной аргументацией, что выявить проблему невозможно.
Искаженная картина мира, конечно же, субъективно выглядит адекватной и правильной, поскольку она соответствует аффектам. Это ловушка, в которой человек сам не в состоянии увидеть, осознать и признать свои рациональные проблемы, а попытки повлиять на него извне часто обречены, поскольку этому сопротивляются его инстинкты, стоящие за личными убеждениями.
Идиот, вооруженный логическим мышлением, вполне может быть успешным в социальном плане, однако к обладанию знанием это не имеет никакого отношения. Описанная патология очень распространена – порой она вообще не считается проблемой, поскольку не мешает людям жить и заниматься многими видами деятельности. В метафизическом плане это серьезная проблема, которая ведет к дезориентации, повышенной возбудимости, развитию психических и умственных заболеваний.
E.R.