Теория инициации достаточно разнообразна. В обществах первобытного типа она относится к системе обрядов перехода, сопровождающих естественный жизненный цикл индивида и сопутствующую ему смену социальных статусов. Иногда инициация связывается с участием человека в специализированных союзах (каменщиков, воинов и пр.). Для обществ мистико-религиозного толка инициация уже относится к доктринально определяемой иерархии сакральных статусов (клерикальные иерархии, масонские градусы и пр.) или уровней реализации (суфийские стоянки, алхимические стадии и пр.). Во внутреннем ключе инициацию понимают как индивидуальный опыт пограничного переживания метафизических реальностей, после которого человек воспринимает себя принципиально иным, а мир видится не таким, каким казался прежде.
Если синтезировать форму, то под инициацией следует понимать сценарий, который содержит мотив перехода от смерти к возрождению и ведет индивида к смене онтологического статуса. Если рассматривать сущность, то инициация – это вхождение человека в реальность, в которой ему надлежит стать жизнеспособным и достичь мастерства. Он должен преодолеть свое бессилие, иллюзии и жалость к себе – научиться выживать, жить, действовать и притягивать удачу в этом непростом и изменчивом мире.
Несмотря на разнообразие форм, высший смысл любой инициации состоит лишь в том, чтобы человек стал более жизнеспособным и успешным в каком-либо отношении, которое зависит от цели. Разумеется, цели несут свои опасности и издержки – на практике они могут неправильно выбираться, достигаться не всегда и не всеми.
Если брать цель в самом общем ключе, то для отдельного человека она простирается от выживания до предельного расширения и углубления возможностей экзистенции, которые делают жизнь полноценной. На современном этапе развития выживание не требует особых навыков и не является большой проблемой – оно соответствует человеку как пассивному объекту реальности, тогда как достижение полноты экзистенции – это уже статус субъекта. Инициация есть превращение объекта в субъект.
Имеет ли она значение? Для тех, кому достаточно выживания на уровне физики, инициация малозначима. Для тех, кто стремится экзистировать на уровне метафизики, инициация имеет фундаментальное значение. Это два разных антропологических типа – для эволюции имеет значение только последний. На современном этапе дальнейшее преумножение человечества в геометрической прогрессии не имеет смысла, поэтому процесс эволюции вынужден переходить от физики к метафизике. Это означает, что в перспективе отсутствие инициации все более обнажится как признак дегенерации.