Как организуется традиция? Сначала из массы выделяется субъект, претендующий на то, чтобы диктовать свою волю и правила другим. Он добивается признания группы, устанавливает картину мира и соответствующую ей программу деятельности, предназначенную для воспроизведения другими.
Сама ситуация традиции является потенциально проблемной. Во-первых, традиция задается «сверху», что неизбежно приводит к вопросу об адекватности этого верха как источника той или иной системы правил. В какой мере опыт того или иного субъекта традиции полезен и необходим для других? Способна ли традиционная картина мира быть адекватна времени и сохранять свою актуальность? Действительно ли регулярное воспроизведение традиционной программы деятельности приводит к позитивным и проверяемым результатам?
В реальности обычно оказывается, что опыт основателя традиции – уникальный, индивидуальный, далеко не всеобъемлющий и, как следствие, несовершенный; его полезность для других – весьма относительна и сомнительна. Актуальность традиционной картины мира со временем растворяется, а регулярные программы деятельности не дают ощутимых результатов.
Как организуется Новая метафизика? Она организуется снизу – из фундаментальной неудовлетворенности существующими картинами мира, которые так устроены, что их полноценный синтез невозможен.
Подлинная натура требует адекватности, основательности, осмысленности, удовлетворительности, цельности, актуальности, насыщенности и тотальности бытия. Этого в полной мере невозможно достичь, если следовать какой-то выборочной системе правил или принимать частную картину мира с соответствующей ей программой деятельности.
Вместо заданной системы правил, Новая метафизика постулирует ориентацию на принципы – компетенции, экзистенции и трансценденции, которые выступают фундаментальной основой для осуществления полноценного синтеза.
Вместо заданной картины мира Новая метафизика предлагает подход к реализации, предполагающий критическое отношение, стремление субъекта к исчерпывающему пониманию и удовлетворительному объяснению. Такой подход призван постепенно очистить сознание от влияния наивных, безосновательных и необоснованных представлений. Кроме того, он ведет к открытию чистого видения и обнажению непосредственной реальности, опыт которой намного глубже любой культурно обусловленной картины мира.
Вместо заданной программы деятельности Новая метафизика утверждает необходимость экспериментирования и самостоятельного поиска оптимальных форм практики, соразмерных условиям, способностям и возможностям индивида, а также обозначенному подходу.
В современной ситуации полноценная реализация предполагает необходимость постоянно учиться, разучиваться и переучиваться. Способность артикулировать подобным образом представляется значительно более обстоятельной, нежели безупречное следование какой-либо определенной внешней системе.
Изложенное демонстрирует принципиальные отличия в структурной организации традиции и Новой метафизики. Последняя стремится создать более гибкие возможности для работы с реальностью, позволяющие индивиду выйти из дезориентации, обрести чистое видение и опыт подлинности, продвигаясь к новым модусам бытия.
Есть еще один немаловажный момент – Новая метафизика основана на понятийном, а не символическом языке, свойственном традиции, который, несмотря на всю свою самобытность и эстетику, является одной из причин ригидности и одним из источников непреодолимых различий, препятствующих синтезу…