Новая метафизика – это оперативная философия, ориентированная на предельную реализацию человека и удовлетворительное объяснение этого процесса в актуальной форме. В самом общем виде ее сущность выражается в трех принципах: Scientia, Existentia, Transcendentia.
В старой метафизической традиции ключевой проблемой было объяснение фундаментальной природы реальности, которая рассматривалась как нечто объективно существующее или заданное авторитетом. В настоящем времени становится все более ясно, что метафизика неотделима от восприятия человека, ее объективизм – под большим вопросом, а традиционные представления в данной области – лишь частные конструкты, ограниченные культурно-историческими рамками.
Поскольку понимание природы реальности всецело зависит от человека, ему необходим соответствующий фундаментальный опыт. Это дает основание рассматривать метафизику как сферу, погружение в которую требует последовательной инициации. В таком контексте новая метафизика приобретает выраженный оперативно-практический, экзистенциальный и трансцендентальный характер – она возрождает философию как практику.
Если на внутреннем плане метафизика сводится к обретению предельного опыта, то на внешнем – ей необходим адекватный язык выражения. Старая метафизика использовала философский язык авторитета и символический язык традиции. В настоящем времени эти языки обнажили свою чрезвычайную уязвимость, поскольку у них отсутствует иммунитет, способный оградить метафизику от влияний наивности, заблуждения, безумия и старения.
Стремясь исправить ситуацию, новая метафизика уходит от языка, диктуемого авторитетами и традициями. Она использует рациональный философский язык, предполагающий открытость для критики, ориентированность на исчерпанное понимание и удовлетворительное объяснение. Рациональность этого языка требует последовательности, основательности, осмысленности, обоснованности и допускает разнообразие логик, что обусловлено самой природой метафизического плана.
В отличие от языка науки, рациональный язык метафизики не зиждется на отношениях субъекта и объекта познания, предмета и объекта исследования – грань между ними в метафизической перспективе не всегда уловима. Язык новой метафизики не стопорится на формальных противоречиях и не уходит в отрицание вследствие недостатка знаний. Его безусловным преимуществом является возможность учитывать все научное знание в той мере, в какой это может быть полезно для достижения синтеза более высокого порядка.
Несмотря на такое обстоятельство, новая метафизика выходит за рамки науки даже в методологическом плане. В науке принято выдвигать гипотезы и подвергать их верификации. Для метафизики гипотеза не работает как предположение – сам факт ее выдвижения, как и сомнение в нем, способны выступать исходными сценариями для последующей развертки. Такая специфика свидетельствует о том, что метафизика требует своей собственной методологии, а вовсе не научного метода, как это допускалось ранее.
Выражение предельного инициатического опыта на рациональном философском языке подразумевает наличие компетенций и стремление к их приращению. Все необоснованное и не выдерживающее критики рассматривается как проблема, требующая исследования и решения. В таком аспекте новая метафизика становится реформистским образом мысли, который ведет к очищению от несостоятельности и к построению основательной и удовлетворительной картины мира.