Прежде знание было достоянием интеллектуальных элит, поскольку оно требовало высокой компетенции и добывалось в больших усилиях. В современном сетевом обществе все сильно изменилось – знания (особенно гуманитарные) стали объектом досуга масс. Поскольку на массовом уровне невозможна полноценная экспертиза знаний, снизились требования к качеству информации и компетенциям ее носителя – они стали вытесняться популярностью.
Популярность несет свои позитивные акценты – она насыщена жизнью, актуальностью и вызывает интерес. Вместе с тем, популярность эмоциональна, красочна и поверхностна. Она отражает психические запросы, связанные с желанием наполнить яркостью свое существование. Для массового сознания внешняя информация – это разнообразие сценариев вызова тех или иных переживаний.
Проблема в том, что для вызова переживаний компетенция вообще не нужна. Там, где она является частью сюжета – достаточно имитации. Если прежде отсутствие знаний в какой-либо области стимулировало к молчанию и тщательному изучению, то сейчас возникла совершенно иная ситуация – знание стало элементом перформанса и самопрезентации.
Чтобы имитировать знание, им вовсе не обязательно владеть – погружаться, переживать нутром, разбираться в деталях. Достаточно быстро навести общие справки о чем-либо, а затем играть роль большого специалиста. Убедительность данного зрелища обычно зависит от артистических способностей. Типичные роли:
1) эрудит – симптоматично апеллирует к уважаемым или достойным интереса авторам с целью выглядеть таким же уважаемым и интересным;
2) авторитет – утверждает какие-то вещи так, будто он имеет прерогативу судить лучше других;
3) эксперт – позиционирует себя как обладателя эксклюзивных знаний, которые должны быть причиной интереса к его персоне и т.д.
Массы таким артистам обычно подыгрывают. Эрудиты помогают обрести иллюзию разума. В частности, коллекционирование и обмен поистине огромным количеством книг в электронном формате – повседневный тренд нашего времени. Разумеется, эти книги не читаются, но зато создают иллюзию обладания знанием. Авторитеты и эксперты создают иллюзии различных значимостей.
Последствия таких игр обычно не самые лучшие – люди усваивают сомнительного качества информацию, а через некоторое время начинают ее транслировать как собственное мнение. И переубедить их становится очень сложно, потому что у них возникает делюзия. То, что они транслируют – это уже их органичная составляющая, признание которой чем-то неадекватным равносильно признанию собственной ущербности, а это очень неприятно.
Чтобы избежать подобного, необходимо перейти от понимания знания как формы досуга к знанию как к необходимости компетенции. Следует прекратить имитацию, которая вместо знания создаёт иллюзию о нем. Как и прежде, знание добывается посредством большого усилия, требует времени, погружения, переживания нутром и значительных ресурсов. Компетенция открывает возможность создавать что-то принципиально новое и успешно артикулировать в условиях неопределенности. Эта возможность появляется тогда, когда знание перестает быть иллюзорным перформансом, завлекающим в информационную бездну.