Авторитет науки в современном мире настолько высок, что многим исследователям внутренних глубин начинает казаться, что научный метод подходит для работы с метафизическим планом. Это не совсем так, а иногда и совсем не так.
Во-первых, на метафизическом плане субъект и объект исследования неотделимы друг от друга. Это обстоятельство упраздняет саму возможность беспристрастного и объективного наблюдения. Место независимого наблюдателя занимает пристрастная психика, которая руководствуется собственными интересами, которые иногда осознаются, а иногда нет.
Во-вторых, на метафизическом плане не всегда работает подход, предполагающий выдвижение и проверку каких-либо гипотез, поскольку психика способна воспринимать гипотезу не как предположение, которое следует проверить, а как исходный сценарий, который необходимо развернуть. Само выдвижение какой-либо гипотезы способно побудить психику конструировать соответствующие ей переживания, которые зачастую ошибочно принимаются за подтверждения и доказательства.
Факт того, что психика способна развертывать изначальные допущения, склонности, убеждения, а также внешние установки, практически никогда не учитывается. Из-за этого открываются возможности для того, чтобы эмпирическим путем, используя научные методы наблюдения и эксперимента, получать глубоко ошибочные данные.
Самым коварным обстоятельством здесь является то, что такие вроде бы «научные» данные со временем способны укореняться, превращаться в убеждения и вести к сложно диагностируемой и трудноискоренимой умственной патологии – делюзии.
Это понятие характеризует искаженное восприятие, признаками которого являются: абсолютная уверенность, некорректируемость мнения рациональными доводами и невозможность опровержения (нефальсифицируемость).
Избежать делюзии можно благодаря гносеологическим установкам Новой Метафизики, необходимо:
1) заменить любые формы веры на изначальное критическое отношение к любым психическим данным, какими бы они убедительными и поразительными не были; 2) следовать принципу удовлетворительного объяснения, подразумевающему приоритет более обоснованных представлений над менее обоснованными.
Разумеется, делюзия, распространенная среди многих сформировавшихся в психическом и умственном отношении людей, может быть практически неискоренима без радикальной трансформации системы убеждений. Это требует непростой терапии, которая очень редко случается на практике, поскольку делюзия не считается основанием для принудительного лечения, а подверженный ей индивид склонен категорически отрицать собственную проблему.
E.R.
Иллюстрация - Ф. Гойя "Сон разума рождает чудовищ"