Смысл метафизики кроется в ее этимологии – она есть "то, что идет после физики". Физика в ее первичном значении – это натура. Ее постижение имеет три основных модуса: вверх, вглубь и вширь.
Восприятие натуры с перспективы более высокого, широкого и глубокого порядка не является трансцендентным. Увидеть мир с высоты птичьего полета; подняться на гору и открыть горизонты; созерцать бесконечность неба и сияние звезд; ощутить нутром бескрайность моря и коварство пучины – все это принципиально доступно.
Высота, глубина и бесконечная даль вызывают переживания могущества, чистоты и смысла. Они переходят в одержимость, от которой подлинный субъект не избавится уже никогда.
Его работа с миром переходит в стойкое желание обретать опыт метафизики в тех или иных разрезах. Такое стремление может проявиться в специфическом переживании онтологической драмы, будь то сопричастность к чему-то несоизмеримо большему, неутомимый поиск, одиночество, любовь, борьба...
Отражение, свертывание и переживание бесконечных глубин, высот и далей на уровне внутренней сущности – основание метафизического опыта. Тот, кто через него открывает пределы, уже никогда не становится прежним. Природа этого опыта не имеет вообще никакого отношения к традиции – он характеризует мистерию жизни в ее наиболее откровенных экзистенциальных и трансцендентальных аспектах.
Модусам высоты, глубины и широты соответствуют четыре типа артикуляций: снизу вверх, сверху вниз, снаружи внутрь и изнутри наружу.
Снизу вверх пролегает путь от тьмы к свету. По нему субъект устремляется к вершине, в которой он приходит к собственной кульминации. На вершине все сложное становится простым и складывается в единую картину.
Сверху вниз пролегает путь света во тьму. По нему субъект устремляется в неопределенность, в которой он расширяет свои границы и всегда рискует погибнуть. Во тьме все усложняется и распадается на части.
При удачном стечении обстоятельств спуск вниз ведет к ситуации, в которой тьма сгущается настолько, что субъект сам в ней становится источником света. То, что внизу, оказывается тем, что вверху.
Между верхом и низом пролегает горизонт. По нему снаружи внутрь в человека входит мир, который оставляет опыт подлинности. В обратном направлении – изнутри наружу – в мир входит субъект. Если он справляется с неопределенностью, возникает чистое видение.